Какова концепция развития мелкой моторики у детей

Способность двигаться — это основная особенность живых существ. У людей это тесно связано с принятием устойчивой вертикальной ориентации, которая возникает в первый год жизни ребенка.

Моторное развитие обусловлено правильной структурой и функцией двигательной системы и контролем влияния нервной системы. Основную роль играет правильная структура и функции костно-суставной и мышечной системы, позвоночника, туловища и конечностей, особенно стоп. Генетические факторы (так называемые двигательные навыки) и внешние (окружающие) воздействия определяют ход развития моторики.

Для первых лет жизни характерна значительная динамика развития, которая выражается сочетанием сенсорной и двигательной сфер. Младенец характеризуется отсутствием координации движений. Моторное беспокойство постепенно трансформируется в целенаправленные движения. А развитию мелкой моторики очень способствуют игры, которые можно приобрести вот тут.

Примерно в возрасте 3-х лет с относительной стабилизацией искривлений позвоночника координация двигательных функций переходит в кору головного мозга. Нейромоторная интеграция (зрелость) постепенно развивается. Ребенок уже приобретает большой опыт, расширяются способности к движению. Он хорошо разбирается в основных видах передвижения.

Что должен делать ребенок дошкольного возраста?

Дошкольный возраст характеризуется огромным разнообразием форм движения. 5-летний ребенок свободно бегает, прыгает, хватается и поддерживает равновесие. За это время образуется гармония движения. Из-за незавершенного процесса миелинизации (созревания нервной системы) точные движения руками остаются трудными для ребенка. Моторный опыт увеличивается, развивается память. Отмечен процесс вербализации движения, то есть способность словесно описать выполненные действия.

Какие двигательные навыки должен иметь ребенок школьного возраста?

У 7-летнего ребенка, поступающего в школу, почти половина движений характерны для взрослого. Он достигает зрелости простых моторных действий. Имеет возможность самообслуживания в части одежды и использования простых инструментов. При ходьбе заметно постоянное взаимодействие туловища, верхних и нижних конечностей. Движения становятся гармоничными, ритмичными и плавными. У детей, задерживающихся в развитии, возникают трудности с письмом (незрелость нервно-мышечного координационного процесса).

Сила мотивации обогащается. Спортивные интересы начинают развиваться. Есть удовлетворение достигнутым двигательным успехом. Темпы развития двигательных функций, однако, неравномерны. Это зависит от возраста и типа строения тела, так называемого индивидуального соматотипа.

Есть также генетические предрасположенности, в том числе связанные с полом. Быстрее, особенно у девочек, развиваются скоростные характеристики, через несколько лет — сила и выносливость, характерные в первую очередь для мальчиков.

Возраст 9-12 лет является оптимальным периодом формирования подвижности («золотой период моторики»). Это особенно полезно для формирования скорости, ловкости и силы. У девочек развитие этих признаков более динамично, чем у мальчиков. Это период высокой физической подготовки.

Дальнейшие годы характеризуются целеустремленностью и растущей экономикой движения. Баланс возбуждения и торможения подчеркивается. Моторная дисциплина и умение концентрироваться растут. Это возраст естественной биологической мобилизации для следующего этапа — созревания.

Что характерно для двигательных навыков в подростковом возрасте?

В период полового созревания двигательное развитие нарушается. Наблюдается снижение координации движений и точности их выполнения. Существует неловкость движения, склонность к двигательной тревоге и непроизвольным движениям (тики, гримасы). Эта так называемая мутация моторики возникает в результате изменения биомеханических условий из-за высоты тела. Когда достигается морфологическая и биогормональная стабилизация, эти симптомы исчезают.

У девочек после достижения биологической зрелости наблюдается снижение интереса к физической активности.

Развитие двигательных функций у девочек в период полового созревания уже запаздывает. Поэтому увеличение количества часов физкультуры, особенно у молодых, следует считать наиболее целесообразным.

В это время, независимо от соматических различий, наблюдается заметная разница в двигательной подготовленности мальчиков и девочек. Это находит выражение в преобладании мужчин в силовых и выносливых упражнениях, а женщин — в точности, ритме и гармонии движений.

По сравнению с детским и подростковым периодом, во взрослом возрасте характерно постепенное истощение моторики. Спонтанная потребность в движении исчезает. Моторные навыки взрослых характеризуются дисциплиной, точностью и экономичностью.

Вам также может понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.